ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении вашего ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.
Родители должны знать, что:
1. Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.
2. Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.
3. В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.
4. Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.
5. Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.
6. Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.
Защитить детей от сексуального насилия - одна из главных задач родителей.
1. Контролируйте игры детей, чтобы знать, где они и что они делают. Не разрешайте играть при закрытых дверях, если вы не уверены в ком-либо из детей.
2. Желательно, чтобы ребёнок не купался в ванной с другими детьми и не спал в одной кровати с кем-либо. Также предпочтительно, чтобы ребёнок спал в комнате один.
3. Нельзя давать возможность детям подавлять младших или уязвимых детей.
4. Нельзя держать в доме откровенно сексуальные материалы.
5. Взрослые должны быть наедине в ванной или спальне. В доме должны быть установлены четкие правила о вхождении ребёнка и спальню к взрослым (например, стук в дверь). Если взрослые собираются заняться сексом, они должны принять меры, чтобы дети не могли войти или наблюдать их частично раздетыми, или откровенно разыгрывать сексуальное поведение, когда это могут видеть дети.
6. Взрослые должны быть скромны при детях. Нельзя ходить раздетыми или обнажёнными, если дети находятся рядом. Однако совершенно нормально, если вы показываете доброе отношение друг к другу.
7. Не разрешайте ребёнку спать или купаться в ванне со взрослыми.
8. Взрослые должны научить ребенка соблюдать эти правила. Важно, чтобы и дети, и взрослые
соблюдали их.
Распознание сексуального насилия над ребенком
Характер травм и заболеваний:
- повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы;
- следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
- наличие заболевания, передающегося половым путем;
- беременность;
- недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;
- нервно-психические расстройства;
- психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения ребенка
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.
Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания в половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.
Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
Как показывает практика, в 80% случаев сексуальное насилие над ребенком совершается его родственником
или знакомым.
Действия родителей по предотвращению сексуального насилия по отношению к ребенку
Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать.
Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.
Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит.
Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них не рассказывают никогда.
Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:
- угрозы со стороны насильника;
- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок может жалеть его;
- жертва может считать себя виновной в насилии;
- ребенок любит насильника или нуждается в нем;
- пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет насильник;
- ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;
- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.
Дети должны знать о сексуальном насилии. Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.
Что должны знать дети, чтобы защитить себя?
Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.
Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.
Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают.
Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может прикасаться к ней без его согласия и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.
Необходимо научить ребенка:
- доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом, он сможет распознать возможную опасность и избежать ее;
- уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения.
При этом следует объяснить, что:
- хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия;
- плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться, и которые могут ранить душу;
- смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение.
Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела.
Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен:
- громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает;
- убежать;
- рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.
Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.
Родителям
необходимо поддерживать
со своими детьми доверительные отношения.
Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств.
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно, слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.
Взаимоотношения с посторонними
Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его:
- входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик;
- самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей нет дома;
- несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации;
- рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб;
- нужно научить ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего телефона и почтовый адрес;
- если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут;
- выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.
Половая свобода и половая неприкосновенность личности — это часть прав и свобод личности, установленных и гарантированных Конституцией Республики Беларусь.
Половая свобода относится к жизнедеятельности лиц, достигших по общему правилу совершеннолетия, либо в некоторых случаях - шестнадцати лет. Каждый человек, достигший этого возраста, реализует половую свободу по собственному усмотрению. Половая неприкосновенность любого человека во всех случаях защищается государством. Нарушение половой неприкосновенности всегда нарушает и половую свободу.
Когда речь идет о половой свободе или половой неприкосновенности, то имеются в виду прежде всего отношения полов, которые в определенной степени регулирует Кодекс о браке и семье. Он способствует установлению цивилизованных отношений и в половой сфере между мужчиной и женщиной. Однако эти отношения в большей степени основываются на моральных нормах, которые приемлемы для данного общества. В одних случаях нарушение норм морали вызывает лишь осуждение окружающих, в других, когда действие таких норм оказывается исчерпанным, речь идет о нарушениях половой свободы и половой неприкосновенности, преследуемых уголовным законом.
В главе 20 УК «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы» предусмотрена ответственность за насильственные действия в сексуальной сфере и ответственность за действия, грубо нарушающие моральные нормы поведения в отношении несовершеннолетних и малолетних в этой же сфере, но без насилия. Эта главасодержит семь составов преступлений.
В группу преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы включены следующие составы преступлений:
1. Статья 166. Изнасилование;
2. Статья 167. Hасильственные действия сексуального характера;
3. Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;
4. Статья 169. Развратные действия;
5. Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера;
6. Статья 171Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией.
7. Статья 171-1Вовлечение в занятия проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией.
Они разделяются на две группы:
- насильственные преступления против половой неприкосновенности или половой свободы (ст.ст. 166, 167, 170, 171-1)
- ненасильственные половые преступления (ст.ст. 168, 169, 171) .
Объектом этих преступлений являются общественные отношения в сфере половой неприкосновенности и половой свободы граждан.
Потерпевшими могут быть лица как мужского, так и женского пола ( в преступлении, предусмотренном ст. ст. 166 – только женского пола, в преступлении, предусмотренном ч.2 ст. 170 – заведомо несовершеннолетние как мужского, так и женского пола, в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 168, 169 – лица, заведомо не достигшие шестнадцатилетнего возраста). Наличие родственных связей не влияет на квалификацию.
Объективная сторона данных преступлений выражается в совершении действий, посягающих на половую свободу или половую неприкосновенность. Составы этих преступления по конструкции объективной стороны являются либо формальными (их большинство), либо материальными (например, ч. 3 ст. 166).
Субъект преступлений может быть как общий (например, в ст. 167), так и специальный (например, в ст. 166 - лицо мужского пола, в ч.3 ст. 171 – родитель, педагог или иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего). За преступления, предусмотренные ст. ст. 166 и 167 УК, уголовная ответственность наступает с 14 лет, за преступления, предусмотренные ст. ст. 168 и 169 – с18 лет, за остальные – с 16 лет.
Субъективная сторона всех преступлений характеризуется умышленной виной в виде прямого.умысла.
Общественно-опасные деяния, предусмотренные частями первыми статей 166 и 167 влекут уголовную ответственность лишь по требованию потерпевшего (ст. 33 УК).
Памятка «Внимание, родители!»
Будьте бдительны, старайтесь быть ближе к своим детям, владеть информацией о том, чем увлекается Ваш ребенок, с кем и как проводит свободное время.
Необходимо обращать внимание на резко изменившееся поведение ребенка, а именно если он:
1. Ведет взрослые разговоры об интимной жизни;
2. Приобретает вещи и предметы, которые ранее ему не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);
3. Увеличивается количество общений по средствам мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися его сверстниками;
4. Появляются денежные средства, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых ребенок не может объяснить либо явно врет;
5. Отказывается продолжать ходить на частные занятия, резко меняет свое отношение с положительного на негативное, в отношении лица которое проводило занятия, при этом не может объяснить причину своего поведения;
6. Отказывается либо пытается избежать прохождения планового медицинского обследования;
7. Старается больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становится замкнутыми;
8. Боясь взрослых, о происходящем насилии рассказывает «про секреты» своим близким друзьям, жалуется на боли половых и внутренних органов.
В случае выявления фактов посягательства на половую неприкосновенность ребенка необходимо обратиться в органы внутренних дел. Не разглашение случившегося, замалчивание таких фактов взрослыми, ведет к безнаказанности преступника и дает ему возможность совершать аналогичные преступления в отношении иных несовершеннолетних.