Разные люди – разная структура темперамента
Тема «Разные люди – разная структура темперамента» (7 класс)
Цель: профилактика напряжённого эмоционального состояния, активизация личностных ресурсов (особенностей поведения) для преодоления трудностей, непонимания в общении со сверстниками и взрослыми.
Задачи: 1. Образовательная: познакомить и закрепить понимание термина «темперамент», выяснить психологические характеристики различных типов темперамента. 2. Профилактическая: создать условия для осознания различий в поведении людей.
Целевая аудитория: 12-13 лет (7 класс).
Длительность занятия: 45 минут.
Введение в тему занятия – 10 минут
Добрый день, ребята!
Задание «Шляпа» - 2 минуы
Представьте себе, что каждый из вас, присев на скамейку, положил рядом с собой шляпу, не заметив вашей, на неё присел другой человек. Как бы вы повели себя в этой ситуации? Некоторые варианты я вам приведу, затем услышу и ваши мысли. 1) Рассердитесь, начнёте кричать, махать руками, возмущаться. 2) Расплачетесь. 3) Спокойно, наденете шляпу и продолжите дальше свой отдых. 4) Начнёте смеяться.
Ребята, как вы думаете, почему так происходит? Ситуация одна, а реакция может различаться.
Люди не похожи друг на друга и отличаются своим поведением: в одной и той же ситуации они ведут себя по-разному. Или, как ещё говорят – люди отличаются своим темпераментом. Что же такое темперамент? Интересно вам получить ответы на эти вопросы?
Сегодня мы исследуем с вами такую проблему, почему люди в одной ситуации ведут себя по-разному. А зачем вам нужно знать ответы на эти вопросы, где и в какой ситуации вам это пригодится?
Также вы сможете понять, как применить это знание в общении с одноклассниками, учителями и родителями. Знание и понимание поможет вам наладить отношения и общение. Вы сможете понимать различия людей в поведении своего окружения, обращая внимание на их темперамент.
Ребята, как вы думаете, возможно ли понимать других людей, не зная и не понимая самого себя, своих поступков и реакций? Прежде чем понимать других, нужно понимать и особенности своего поведения, темперамента. Сейчас вы определите структуру своего темперамента.
Основная часть занятия
Задание «Структура моего темперамента – 15 минут, приложение 1
Прочитай внимательно черты и поставь цифру один, напротив тех качеств, которые ты проявляешь часто. Поставь цифру два, напротив тех качеств, которые проявляются очень редко. И цифру четыре, напротив тех качеств, которые тебе не свойственны.
- Энергичный, порывистый, неугомонный, непоседливый, вспыльчивый, отходчивый.
- Тихий, безобидный, печальный, мечтательный, чувствительный.
- Быстрый, подвижный, жизнерадостный, сообразительный.
- Спокойный, неторопливый, основательный, предусмотрительный.
В каждом человеке, как правило, сочетаются черты всех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, другие слабее. Поэтому целесообразно говорить не о темпераменте, а о её структуре, она содержит все типы темперамента.
Сейчас вы смогли увидеть, как у вас выражены черты темперамента.
Выберите себе карточку: если 1, то холерик; если 2, то меланхолик; если 3, то флегматик; если 4, сангвиник.
Теперь выбранный тип темперамента, разместите на листе А 3 и подпишите ваше имя (фамилию).
Беседа «Разные люди-разные типы темперамента» - 7 минут
Темперамент – это такие особенности поведения, которыми люди отличаются друг от друга. Одни ведут себя сдержанно, спокойно. Другие – непоседливо, неугомонно. Одни быстры в действиях, а другие медлительны. Кто-то действует активно и энергично, а кто-то пассивно и вяло. Одни жизнерадостны, а другие печальны. Всё это – особенности темперамента человека.
Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведение человека. Определяет его поступки, индивидуальность, особенности взаимодействия с другими людьми.
Особенности темперамента
- Энергично всё начинает и быстро истощается. В общении не терпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп выполнения любой деятельности быстрый. Энергичный, порывистый, неугомонный, непоседливый, совершающий необдуманные поступки – вот именно таких людей, называют холериками. (Например: Карабас-Барабас).
- Ему свойственны: активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он может долго работать при условии, если его работа разнообразная. Подвижный, общительный. Мимика и движения выразительны, речь быстрая. Отличается высокой степенью общительности, готовностью вступать в новые контакты. Быстрый, подвижный, жизнерадостный, сообразительный, не доводящий дело до конца. Людей с такими особенностями поведения, называют сангвиниками (Например: Буратино).
- Упорен, терпелив. В общении избирателен, трудно сходится с людьми. Находчив, речь и движения неторопливы. Не любит частую смену работы. Спокойный, неторопливый, основательный, предусмотрительный. Людей подобного склада называют флегматиками (Например: Мальвина).
- Чувствителен, раним, отличается повышенной тревожностью. Предпочитает выполнять виды действий, не требующие психического напряжения. В общении нерешителен, в контактах избирателен. Меланхолик – тихий, безобидный, печальный, мечтательный, чувствительный. Таких людей называют меланхоликами. (Например: Пьеро).
Задание «Определить темперамент персонажей из мультфильма» - 2 минуты
Определяем тип темперамента на примере персонажей из мультфильма «Приключения Буратино и золотой ключик». Нужно соотнести типы темперамента с персонажами из мультфильма «Буратино и золотой ключик».
Завершение занятия – 6 минут
Упражнение «Росток под солнцем» - 30 секунд
Представьте себе, что каждый из вас – маленькое семечко, из которого под лучами солнышка появляется росток. Он постепенно растёт, стремится к солнцу, под его лучами распускает свои листочки. Внимательно слушайте музыку. Пока она звучит – пригревает, светит солнце; когда она стихает – солнце прячется, совсем не греет, и поэтому росток сникает. Всем понятно, что нужно делать? Тогда, предлагаю начать упражнение: нужно выйти из-за парт и присесть на корточки, голову опустить и слушать музыку.
Рефлексия – 5 минут.
«Разные люди-разная структура темперамента. Что означают эти слова?. Да, каждый человек имеет выраженный тип темперамента. А чем отличаются друг от друга типы темперамента? Правильно, разными реакциями на одинаковые события. Завершите предложение «Сегодня на занятии я понял (а)….». Спасибо! Успехов!
Приложение 1
Стимульный материал
Задание «Структура моего темперамента»
Прочитай характеристики поведения (столбец – 1).
Обведи один из четырёх вариантов в каждой строке (столбец 2), напротив тех характеристик поведения, которые ты проявляешь часто, иногда, редко, крайне редко.
Поставь цифру – 1, напротив тех характеристик поведения, которые проявляются у тебя часто (столбец – 3).
Поставь цифру – 2, напротив тех характеристик поведения, которые проявляются у тебя иногда (столбец – 3).
Поставь цифру – 3, напротив тех характеристик поведения, которые проявляются у тебя редко (столбец – 3).
Поставь цифру – 4, напротив тех качеств, которые проявляются у тебя крайне редко (столбец – 3).
Столбец - 1 |
Столбец - 2 |
Столбец - 3 |
Название темперамента |
|
Строка 1 |
Энергичный, порывистый, неугомонный, непоседливый, вспыльчивый, отходчивый. |
|||
Строка 2 |
Тихий, безобидный, печальный, мечтательный, чувствительный. |
|||
Строка 3 |
Быстрый, подвижный, жизнерадостный, сообразительный. |
|||
Строка 4 |
Спокойный, неторопливый, основательный (разумный), предусмотрительный. |